Медиацентр

В Алматы прошел тест-драйв летних шин MICHELIN для вседорожников

пресс-кит Добавлено1.06.2011
24 часа Ле-Ман: легендарная гонка
 
Наряду с «500 Миль Индианаполиса» и «Гран-при Монако» Формулы 1, 24 часа Ле-Ман, — это гонка, которую каждый пилот мечтает включить в перечень своих побед. В 1923 году компания Мишлен первенствовала в самой первой гонке, а в этом году нацелена на 20-ю победу и на 14-й триумф подряд с 1998 г.
 
Гонки на выносливость приоритетны для компании Мишлен, для которой этот вид соревнований является главным в ее спортивной деятельности. Среди подобных гонок 24 часа Ле-Ман характеризуются крайней сложностью, связанной с длительностью гонки. Это состязание в скорости, которое длится 24 часа, позволяет компании Мишлен продемонстрировать баланс характеристик своих шин. Безопасность, энергоэффективность и долговечность — свойства, присущие как спортивным, так и серийным шинам MICHELIN. В самом деле, благодаря тесному сотрудничеству разработчиков, специализирующихся на спортивных шинах, и инженеров Технологического центра Мишлен, новые технологии, созданные для этой сложной гонки, непосредственно используются в шинах для легковых автомобилей, таких как Pilot Super Sport.

2010: Мишлен бьет все рекорды

В гонке 24 часа Ле-Ман 2010 компания Мишлен побила рекорды пройденного расстояния, достигнутой скорости и долговечности. 13 июня 2010 г. автомобиль Audi R15 TDI №9 гонщиков Дюма (Dumas) / Бернара (Bernhard) / Рокенфеллера (Rockenfeller) первым пересек финишную черту, пройдя 397 кругов, то есть 5405,472 км. Прежний рекорд пройденного расстояния в гонке 24 часа Ле-Ман был поставлен около 40 лет назад!
 
В то же время, автомобиль Audi №9 израсходовал только 11 комплектов шин MICHELIN. Таким образом, пробег каждого комплекта шин составил в среднем около 500 км. Автомобиль-победитель сэкономил 21% шин и прошел дистанцию на 200 км больше по сравнению с 2009 годом. Все это стало возможным благодаря кропотливой работе специалистов Мишлен, направленной на повышение долговечности выпускаемых компанией шин.
 
Шины MICHELIN не только выносливы, но и совершенны по стабильности своих характеристик. В том же 2010 г. гонщик Peugeot 908 HDi FAP №1 британец Энтони Дэвидсон (Anthony Davidson) прошел четыре этапа (46 кругов) на одном комплекте шин, при этом среднее время прохождения круга составило 3’21’’917, что соответствует 627 км на средней скорости 243 км/ч! Это равносильно двум гонкам Гран-при Монца Формулы 1 - самой скоростной трассы сезона.

По-прежнему дальше, быстрее, экологичнее

Разработка шин 2011 года началась с окончанием гонки 24 часа Ле-Ман 2010. Работа была нацелена на адаптацию шин к новым автомобилям, соответствующим регламенту 2011 года, при гарантированном очень высоком уровне баланса характеристик безопасности, эффективности и долговечности, присущем шинам MICHELIN. Исключительная долговечность шин MICHELIN позволяет проходить несколько этапов на одном комплекте шин, что снижает количество произведенных и доставленных на место соревнований шин и способствует охране окружающей среды.
 
Задачи, стоящие перед  Мишлен на гонке 24 часа Ле-Ман 2011
 
Главная цель Мишлен на гонке 24 часа Ле-Ман 2011, — одержать в Сарте 14-ю победу подряд и заявить о себе во всех четырех классах, продемонстрировав, таким образом, баланс характеристик своей продукции. И для Мишлен это главное испытание года.
 
1) Удовлетворить ожидания своих 38 партнеров
 
Мишлен оснащает своими шинами 38 из 56 автомобилей, приглашенных на 79-ю гонку 24 часа Ле-Ман. Новый технический регламент 2011 года основан на принятом многими производителями автомобилей решении - создать новые модели в трех классах (LMP1, LMP2, LM GTE Pro). Чтобы удовлетворить требования, заявленные командами и пилотами, компания Мишлен разработала шины, адаптированные к техническим характеристикам автомобилей, в части распределение массы по осям, показателей мощности и аэродинамики.
 
2) Продемонстрировать долговечность и эффективность своих шин
 
Мишлен оснащает своими шинами новые прототипы машин в классах LMP1 и LMP2. Как и в 2010 году, цель состоит в обеспечении прохождения четырех этапов на одном комплекте шин. Поскольку технический регламент ограничивает емкость топливных баков, этапы должны быть меньшей протяженности. В этих условиях компания Мишлен и ее партнеры могли бы реализовать и пять этапов между пит-стопами с учетом предусмотренных регламентом 4 часов непрерывной гонки для одного гонщика. «После удвоения и почти утроения этапов, удавшихся на 1000-километровой гонке в Спа, мы очень уверены в гонке 24 часа Ле-Ман, говорит Серж Гризен (Serge GRISIN), руководитель программы MICHELIN Competition по разработке шин для четырехколесных транспортных средств.
 
3) Поставить достижения на службу серийным шинам
 
В новой шине MICHELIN Pilot Super Sport, запущенной в производство в этом году, непосредственно используются решения, найденные для спортивных шин (рисунок протектора Bi-Compound и Variable Contact Patch 2.0). Благодаря непрерывному и тесному взаимодействию сотрудников программы MICHELIN Compétition и Технологическим центром, технологические мосты между гоночной трассой и автодорогой становятся все более многочисленными.
 
4) Победить в четырех классах
 
Ставя перед собой цель одержать 14-ую победу подряд в гонке Ле-Ман с 1998 г., компания Мишлен также стремится четвертый раз подряд стать первой во всех четырех классах: LMP1, LMP2, LMGT1 и LMGT2. Конкуренция среди производителей шин будет напряженной во всех классах, но компания Мишлен готова принять этот вызов.
 
5) Продолжать реализовывать свои экологические принципы
 
Компания Мишлен работает над снижением негативного воздействия шин на окружающую среду уже около 20 лет и борется за проведение более экологичных соревнований. Благодаря исключительной долговечности своих шин для гонок на выносливость, компания Мишлен уменьшила на 30% число шин, произведенных и доставленных на гонку  с 2006 по 2010 годы, что является существенным вкладом в охрану окружающей среды. С другой стороны, Мишлен поощряет и стимулирует энергетическую эффективность автомобилей, участвующих в гонках на выносливость, путем присуждения наград MICHELIN GREEN X Challenge.
 
Шины Мишлен на гонке 24 часа Ле-Ман
 
Линейка шин, предлагаемых Мишлен своим партнерам, содержит три типа так называемых «сликов» — шин для сухой погоды (мягкая, средняя, жесткая). Для ненастной погоды или в случае дождя партнеры Мишлен могут выбирать промежуточные шины, а также шины для условий «wet» (влажная поверхность) и «full wet» (мокрая поверхность).

Вызов Ле-Ман 

Гонка 24 часа Ле-Ман является настоящим вызовом для шин, призванных проходить несколько этапов без замены, обеспечивая гонщикам максимальную безопасность и стабильность характеристик. В классе машин LMP1, шины MICHELIN способны проходить более 600 км на средней скорости выше 230 км/ч, что равносильно двум гонкам Гран-при Формулы 1 в таком же темпе. В гонке Ле-Ман шины испытывают более высокие нагрузки, чем в гонках Формулы 1: машины имеют большую массу и более высокую степень аэродинамического прижатия к дороге.

Слики

Мишлен предлагает своим партнерам три типа сликов (мягкие, средние, жесткие) и обновляет конструктивные линейки к каждой гонке 24 часа Ле-Ман. Каждая линейка была разработана для предоставления гонщикам высоких качеств шин в широком спектре условий их применения, чем обеспечивается их универсальность. С 2010 года Мишлен предлагает своим партнерам в классе автомобилей LMP1 шины, адаптированные к специфичным потребностям автомобилей. Кроме того, новые машины класса LMP1 (Peugeot 908, Audi R18, Aston Martin AMR -One, Rebellion-Toyota) оснащены шинами передних колес увеличенных размеров (36/71x18 против 33/68x18). Эти новые шины обеспечивают, в частности, увеличение скорости прохождения поворотов. Так, несмотря на существенное снижение мощности, вызванное новым регламентом для двигателей (примерно - 20% в классе LMP1), хронометраж на 1000-километровой гонке в Спа показал снижение скорости менее чем на 3% по сравнению с 2010 годом, что, помимо замечательной работы создателей этих новых машин, свидетельствует о высокой эффективности новых шин передних колес. Все машины класса LM GTE также оснащаются «большими» шинами передних колес (30/65x18).


Промежуточные и дождевые шины

Длина трассы Ле-Ман (13 629 км) требует от промежуточных и дождевых шин крайней универсальности, так как, к примеру, трек может быть мокрым в одном месте, влажным на другом участке и сухим на стартовой линии. В 2010 году компания Мишлен разработала новую линейку дождевых шин (с новым рисунком протектора) для всех классов машин. Эта работа продолжалась в начале 2011 года, в результате чего был создан новый рисунок протектора дождевых шин для автомобилей класса GTE, который улучшает характеристики шин на мокрой дороге. В случае проливного дождя рисунок протектора дождевых шин может быть изменен и шина становится «full wet». Дождевая шина для гонки Ле-Ман на мокрой трассе обеспечивает такое же сцепление, как обычная шина для легкового автомобиля на сухой дороге. Шина «full wet» для автомобиля класса LMP1 способна отводить 180 литров воды в секунду на скорости 250 км/ч.
 
Классы Передние слики Задние слики Передние промежуточные и дождевые шины Задние промежуточные и дождевые шины Ширина
LMP1 36/71x18 или
33/68x18
37/71x18 36/71x18 или
33/68x18
36/71x18 16 дюймов
LMP2 30/65x18 31/71x18 29/65x18 31/71x18 14 дюймов
LM GTE Pro & Am 30/65x18 31/71x18 29/65x18 31/71x18 14 дюймов
 
Пример: 33/68x18: ширина (см)/наружный диаметр (см) x посадочный диаметр (дюймы)
 

Различные классы автомобилей на гонке 24 часа Ле-Ман 

На трассе Ле-Ман соревнуются машины четырех классов. Компания Мишлен представлена в каждом из них: LMP1, LMP2, LM GTE Pro и LM GTE Am.

Ле-Ман, прототипы 1 (LMP1)

Открытые или закрытые прототипы. Максимальный рабочий объем 3400 см3 для бензиновых безнаддувных двигателей, 2000 см3 для бензиновых двигателей с турбонаддувом или 3700 см3 для дизельных двигателей. Допускаются гибридные силовые агрегаты. Минимальная масса: 900 кг. Максимальная ширина заднего элерона: 1,60 м. Цвет стикера LMP1: красный фон. № с 1 по 25.
Слики для передней оси: 33/68x18 или 36/71x18 (прототипы 2011) — Слики для задней оси: 37/71x18 — Дождевые шины: 36/71x18. Ширина 16 дюймов.

Прототипы 2010, приведенные в соответствие с нормативами 2011 года, еще допускаются при условии корректировки их характеристик.

Снижение рабочего объема и, следовательно, мощности двигателя по сравнению с 2010 годом, меньшая сила аэродинамического прижатия но и меньшая сила аэродинамического сопротивления, отличающиеся условия применения шин, требующие еще большего сцепления с дорогой при прохождении поворотов. Меньшая нагрузка на заднюю ось, следовательно, — новое распределение нагрузки по осям, что требует разработки новых шин для передних колес.


Ле-Ман, прототипы 2 (LMP2)

Открытые или закрытые прототипы. Максимальный рабочий объем 5000 см3 и 8 цилиндров для бензиновых безнаддувных двигателей и двигателей с одним турбокомпрессором, 3200 см3 и 6 цилиндров для бензиновых двигателей с двумя турбокомпрессорами. Минимальная масса: 900 кг. Максимальная ширина заднего элерона: 1,60 м. Цвет стикера LMP2: синий фон. № с 26 по 49.
Слики для передней оси: 30/65x18 — Слики для задней оси: 31/71x18 — Дождевые шины передних колес: 29/65x18 — Дождевые шины задних колес: 31/71x18. Ширина 14 дюймов.
Речь идет о классе машин с очень высокой конкуренцией между производителями шасси, двигателей и шин. Много технических изменений и снижение характеристик по сравнению с 2010 годом, увеличение массы при неизменной аэродинамике. Мишлен предлагает резину, адаптированную к новому регламенту.

Ле-Ман, Grand Tourisme Endurance (LM GTE)

Автомобили класса Grand Tourisme (Гранд Туризм). Максимальный рабочий объем 8000 см3 для бензиновых безнаддувных двигателей, 4000 см3 для бензиновых двигателей с турбонаддувом. Минимальная масса: 1145 кг. Максимальная ширина заднего элерона: 2 м. Цвет стикера LM GTE Pro: зеленый. LM GTE Am: оранжевый. № с 50 по 90. Слики для передней оси: 30/65x18 — Слики для задней оси: 31/71x18 — Дождевые шины передних колес: 29/65x18 — Дождевые шины задних колес: 31/71x18. Ширина 14 дюймов.

Классом LM GTE заменяется класс LM GT2. Он разделен на две группы: Pro (экипаж из профессиональных гонщиков) и Am (не более 1 профессионального гонщика).

Речь идет о классе машин с очень высокой конкуренцией между производителями автомобилей (Porsche, Ferrari, Corvette, BMW, Lotus, Aston Martin и Ford), а также между производителями шин. Технический регламент мало изменился по сравнению с 2010 годом.
 
Трасса Ле-Ман и ее нагрузки на шины
 
Трасса Сарте не типична по своей длине (13 629 км), имеет очень скоростной профиль и различные покрытия на разных участках. Кроме этого, это не постоянно действующий трек, испробовать свои силы на нем можно только один раз в год.

Длина  

Имея длину 13 629 км и площадь 8000 гектар, трасса гонки 24 часа Ле-Ман одна из самых протяженных и обширных в мире, что осложняет выбор шин при неустойчивой погоде: например, прямолинейный участок у боксов может быть сухим, тогда как на противоположной стороне, вблизи Мюльсанна, трасса может быть мокрой.

Различные типы дорожного покрытия  

Трасса Сарте на 85% состоит из дорог общего пользования, открытых для движения в остальное время года. Сцепление с дорогой различается на ее отдельных участках. На дорогах общего пользования сцепление сравнительно среднее, особенно на участке Юнодьер с его старым покрытием. На участках между Мюльсанн и соединительной дорогой, а также в районе петли Тертр Руж покрытие дорог общего пользования было заменено в 2010 году, поэтому сцепление шин с трассой здесь выше. Асфальт на участке автодрома Bugatti (повороты Dunlop) имеет повышенную абразивность. На трассе Ле-Ман, по сравнению с другими трассами, автомобилям требуется больше времени на то, чтобы накатать на поверхность асфальта слой резины, повышающий сцепление.

Конфигурация трассы  

Это одна из немногих трасс, на которой длинные прямые сочетаются с быстрыми поворотами. Средняя скорость на трассе достаточно высока и составляет около 240 км/ч в квалификационных заездах. Лучшие автомобили в пяти местах превышают барьер скорости 300 км/ч. Высокие скорости являются серьезным испытанием для каркасов шин. За исключением поворотов Dunlop, профиль трассы плоский.
 
Отсутствие тестовых заездов в течение остальной части года

С тех пор как в 2009 году был отменен день для проведения тестовых заездов, трассу Сарте закрывают для движения транспорта только на одну в неделю году (за исключением гонки ретроавтомобилей VHC). Производители автомобилей и шин вынуждены готовиться к гонке на других трассах, таких как Монца, Поль Рикар HTTT и Себринг, после чего экстраполировать полученные результаты. Именно поэтому предыдущий опыт участия в гонках Ле-Ман дает значительные преимущества.

Мелкие камни и мусор

Некоторые гравийные участки у трассы покрыты острыми камнями. Кроме того, в течение 24-часовой гонки на трассе скапливается большое количество мусора, отрывающегося от кузовов автомобилей. Мелкие камни и фрагменты углепластика легко повреждают поверхность шин, нагретых до 100°C, что приводит к проколам шин.
 
Один круг трассы Ле-Ман для шины
 
Трасса Ле-Ман — единственная дорожная трасса в мире с пятью прямолинейными участками, на которых прототипы класса LMP1 превышают скорость 300 км/ч. Повороты Porsche несомненно являются самыми впечатляющими участками трассы.

Повороты Dunlop 
 
Скорость: около 300 км/ч,
Боковое ускорение: 3 g
Примечание: правый поворот допускает большую скорость в благоприятных условиях, но заканчивается необходимостью сильного торможения. Сцепление с дрогой ограничено.
 
S-образная петля Тертр Руж
 
Скорость: 200 км/ч
Боковое ускорение: 2,5 g
 
Прямой участок Юнодьер (1-я часть)
 
Скорость: 330 км/ч
Торможение: примерно 200 м, чтобы снизить скорость с 330 до 120 км/ч
Примечание: максимальная скорость на трассе достигнута перед торможением на 1-й шикане
 
Прямой участок Юнодьер (2-я часть)

Скорость: 320 км/ч
Торможение: шикану MICHELIN проходят на скорости 120 км/ч
 
Прямой участок Юнодьер (3-я часть) и Мюльсанн
 
Скорость: 320 км/ч
Торможение: поворот Mulsanne проходят на скорости 90 км/ч
 
Участок Индианаполис-Арнаж
 
Скорость: 310 км/ч у Индианаполиса
Торможение: Арнаж проходят на скорости 80 км/ч
Примечание: это самый медленный и достаточно узкий вираж
 
Виражи Porsche
 
Скорость: 250 км/ч
Боковое ускорение: 3 g (1 тонна вертикальной нагрузки на каждую шину)
Примечание: это самая сложная последовательность участков на трассе, крутых и узких. Разница скорости в 40 км/ч между машинами классов LMP1 и GT, то есть такая же, как для легкового автомобиля и полуприцепа на автодороге! Но здесь гонщики проезжают на скорости более 200 км/ч между двумя бетонными стенами…
 
Соединительный участок
 
Скорость: примерно 150 км/ч
Примечание: в квалификационном заезде гонщики смело выезжают на боковые рифленые плиты. Выезд на боковые плиты трассы может дать выигрыш времени в 1 секунду, но это вредит автомобилю. Никакого влияния на шины.
 
Трасса в цифрах
 
Протяженность: 13,629 км
Максимальная скорость в 2010 г.: 348 км/ч
Время поул-позишн 2010 г.: 3’19’’711 (245,677 км/ч)
Лучшее время прохождения круга в 2010 г.: 3’19’’074 (246,463 км/ч)
Пройденное расстояние в 2010 г.: 5405,472 км (397 кругов) на средней скорости 225,228 км/ч
Абсолютный рекорд времени прохождения круга: 3’18’’513 в 2008 г. (247,160 км/ч)
 
Мишлен: команда профессионалов

Для компании Мишлен гонка 24 часа Ле-Ман является главным событием спортивного сезона. В проведении гонки участвуют более 100 работников компании. Доставка 6500 шин и другого оборудования на трассу осуществляется на 20 грузовиках.
 
Неделю, во время которой проводится гонка Ле-Ман, персонал компании Мишлен работает с повышенной нагрузкой. Группы специалистов разных направлений деятельности совместно трудятся на огромной площадке Мишлен площадью 2000 м2, которая расположена внутри кольца трассы Ле-Ман.
 
Установщики
 
Установщики отвечают за монтаж шин на диски, центрирование установленных шин и снятие шин с дисков. Некоторые из них также привлекаются к подготовке площадки в начале недели. Первые шины монтируются в понедельник, за два дня до начала тестовых заездов. Около 50 установщиков работают на трех линиях под тентом площадью 800 м2. Чтобы гарантировать непрерывность рабочего процесса, специалисты работают посменно. Около площадки располагаются мобильные комнаты для отдыха, благодаря чему установщики в течение гонки могут поспать несколько часов.
 
Контролеры склада
 
Контролеры склада отвечают за погрузку грузовиков, управление запасного инвентаря во время проведения гонки, а также за идентификацию шин (по штрих-кодам) и отслеживание шин до момента их возврата в Клермон-Ферран после гонки. Помимо этого, контролеры готовят шины к установке на диски в соответствии с инструкциями техников.
 
Координаторы
 
Логистика подготовки гонок класса 24 часа Ле-Ман очень сложна. Необходимо подготовить грузовики с шинами и оборудованием, развернуть площадку, разместить работников и организовать питание. В связи с этим постоянно возникает множество проблем, решение которых требует большого объема работ перед гонкой и во время ее проведения. Два координатора отвечают за все оборудование, в то время как третий несет ответственность за управление информационными потоками.
 
Технические представители Мишлен в командах (техники)
 
На время проведения гонки 24 часа Ле-Ман компания Мишлен выделяет каждой команде техника по шинам. Обычно техники Мишлен работают с одной командой в течение всего года на испытательных сессиях и гонках. Техники управляют установкой и прогревом шин и измерением давления воздуха в них. Они непосредственно участвуют в работе команды в ходе гонки: следят за данными, поступающими от систем контроля давления, обмениваются информацией с инженерами и водителями и дают рекомендации по выбору шин и стратегии гонки. Техникам необходимо прогнозировать изменения погоды и изменять в соответствии с ними давление воздуха в шинах. Техники также принимают участие в совещаниях команд. После начала гонки у техников не остается времени на сон — они непрерывно находятся на рабочем месте в течение всех 24 часов.

Разработчики

Разработчики выполняют основную часть своей работы перед гонкой. Несмотря на то что разработка шин для гонок на выносливость фактически ведется с октября по апрель или май, команды начинают подготовку к следующему сезону в июне, во время самой гонки. Присутствуя на гонке, разработчики компании Мишлен анализируют работу шин в реальных условиях, помогают находить решения в случае проблем, начинают обдумывать будущие разработки и обмениваются своим идеями и впечатлениями с инженерами.
 
Специалисты по «вскрытию» шин

Эти специалисты работают в центре по производству шин в  Клермон-Ферране. В ходе гонки Ле-Ман они разрезают и вскрывают шины по мере их возврата с трассы. Совместно с разработчиками они анализируют состояние шин и оценивают уровни нагрузки на них.
 
Химики

Несмотря на то, что основные работы над составом шин проводятся на начальных этапах разработки, химики компании также выезжают на место проведение гонки, чтобы иметь возможность контролировать рабочие характеристики шин в течение гонки, обмениваться информацией с инженерами и анализировать состояние поверхностей шин.
 
Мишлен на гонке 24 часа Ле-Ман: ключевые цифры
 
На 21… % сократилось количество используемых шин за период с 2006 по 2010 г.
3… – долговечность шин MICHELIN возросла в три раза за период с 1998 г.
11… комплектов шин MICHELIN, израсходованных автомобилем-победителем Audi №9 в 2010 г.
 
На 35… % возрос пробег одного комплекта шин MICHELIN за десять лет при одновременном повышении средней скорости на 10%.
1231…км (87 кругов) на одном комплекте дождевых шин прошел автомобиль класса LMGT1 в 2008 г.
6500… циклов деформации переносят боковины шины за один круг, что соответствует 84 500 циклам деформации за отрезок между пит-стопами протяженностью 13 кругов.
В 120… раз нагрузки, которые может выдержать шина для гонок на выносливость, превосходят ее вес. Для человека, массой 75 кг это будет эквивалентно нагрузке в 9 т.
 
100…°C — приблизительная величина оптимальной рабочей температуры для сликов.
150… компонентов используется для изготовления шины для гонки.
12…кг — масса шины заднего колеса (без диска) для автомобиля, выступающего в классе LMP1.
247,160…км/ч — рекорд средней скорости на трассе Ле-Ман длиной 13,629 км, установленный Стефаном Сараззином в 2008 г.
30,7…оборотов в секунду, скорость вращения шин задних колес во время поул-позишн Саразена (Sarrazin) в 2010 году
 
38… автомобиля оснащены шинами MICHELIN в 2011 г.
3,5 g… боковая нагрузка, действующая на шины на поворотах атомобиля Porsche.
15 000… брелоков MICHELIN было роздано в 2010 г. во время парада гонщиков на улицах Ле-Мана.
 
Баланс характеристик шины для  гонок на выносливость
 
Шины Мишлен всегда обеспечивают наилучший баланс характеристик, будь то на прототипе, участвующем в гонке Ле-Ман, или на легковом автомобиле, движущемся по дороге общего пользования.
 
Сегодня автомобильные состязания требуют от шин все более высокого баланса характеристик. Если безопасность является непременным элементом всех технических регламентов, как и в представлениях Мишлен, необходимы многие другие характеристики, часто противоположные по своей сути, чтобы шины вносили свой вклад в победу. Например, действующий регламент гонки 24 часа Ле-Ман — как и регламенты таких больших международных соревнований как WRC (Чемпионат Мира по ралли), Чемпионат мира GT1 или даже ралли Дакар, предписывает шинам очень высокие характеристики, требуя от них универсальности, выносливости и стабильности.
 
Два года назад продолжительность остановок в боксе на гонке Ле-Ман была увеличена. Следовательно, операция замены шин стала сильнее отражаться на времени гонки, что стимулирует автомобилестроителей и производителей шин увеличивать продолжительность использования шин. Компания Мишлен теперь ставит своей целью добиться прохождения четырех и даже пяти этапов между пит-стопами прототипами класса LMP1, что соответствует более 600 км пробега на одном единственном комплекте шин.
 
Гонщики хотят иметь шины с высокой выносливостью, энергоэффективностью и стабильностью характеристик, что позволяет им к концу 600-километрового участка ехать в том же темпе, что и на первом круге гонки, и, естественно, в полной безопасности. Рекорд, установленный в 2010 году Энтони Дэвидсоном (Anthony Davidson) показывает способность Мишлен создавать совершенные шины со стабильными характеристиками: за рулем Peugeot британский гонщик проехал четыре этапа в 627 км на средней скорости 243 км/ч!
 
Постоянные инновации
 
Технологические инновации позволяют совершенствовать одновременно эффективность, долговечность и стабильность характеристик шин. В гонках такой прогресс общего баланса характеристик шин обеспечили уникальные технологии Мишлен, такие как протектор Bi-Compound, Variable Contact Patch 2.0, использование инновационных материалов в конструкции шин, обкладок, элементов каркаса.
 
«Чтобы еще больше увеличить долговечность наших шин для гонок на выносливость, с прошлого года мы предлагаем изделия, адаптированные к машинам классам LMP1 каждого из наших основных партнеров», продолжает Серж ГРИЗЕН, руководитель программы Мишлен по гоночным шинам для 4-колесных транспортных средств. «Таким образом, Peugeot и Audi имеют различные шины на гонке 24 часа Ле-Ман. Мы разработали различные решения, адаптированные к техническим характеристикам прототипов, к их настройкам и даже к стилю вождения. Каждый партнер выбирает из широкого диапазона продукции, чтобы составить свою собственную линейку шин».
 
Шины MICHELIN: от автоспорта к дорожным шинам
  
Для Мишлен состязания являются технологической лабораторией, позволяющей полностью или частично переводить решения, созданные на гоночной трассе, на обычную дорогу.
 
По мысли своих основателей, гонка 24 часа Ле-Ман имела целью способствовать техническому прогрессу автомобилей и поощрять развитие этой  отрасли промышленности. Это актуально и около века спустя. Гонка 24 часа Ле-Ман дала автомобилестроителям и производителям комплектующих возможность для развития и инноваций. Вчера это были инновации в тормозных системах или фарах. Относительно недавно, — технологии TFSI, затем дизельный двигатель TDI у фирмы Audi, HDi FAP (сажевый фильтр) у фирмы Peugeot. Завтра будут гибридные силовые агрегаты, электрическая тяга и т. д.
 
В 50-60-ые годы на автомобильных гоночных трассах была испытана технология радиальных шин MICHELIN, прежде чем она распространилась на серийные шины. На гонке 24 часа Ле-Ман 1951 компания Мишлен оснастила автомобиль Lancia Aurelia шинами с радиальным каркасом… В 1967 году Мишлен внедряет радиальные шины слики на автомобиле Alpine-Renault.
 
Сегодня группа Мишлен сосредотачивает усилия на балансе характеристик шин (безопасность, эффективность, долговечность, стабильность, низкий расход топлива), будь то на обычной дороге или на гоночной трассе. Для Мишлен гонки на выносливость позволяют находить новые решения для одновременного повышения эффективности, долговечности и стабильности шин при непременном сохранении их безопасности: в этом и состоит баланс характеристик.
 
Все, чего Мишлен достигает с шинами, способными обеспечить прохождение четырех этапов на средней скорости 230 км/ч, обязательно оказывает существенное влияние на технологии и производственный опыт, которые Мишлен затем применяет к созданию шин для серийных легковых автомобилей. Серж ГРИЗЕН (Serge GRISIN): «В конечном счете, то, что требуется для гонок на выносливость, — это как можно более длительное обеспечение максимального сцепления с дорогой в различных условиях. Для шин повседневного использования необходимо в точности то же самое».
 
В Технологическом центре Мишлен под Клермон-Ферраном (Франция) 3600 сотрудников (инженеры, химики и т. п.) работают над материалами, конструкцией, дизайном и освоением в производстве шин будущего. Это центр перспективных исследований, имеющий 19 испытательных трасс для проверки технологических инноваций в реальных условиях. Технологический центр и спортивное подразделение Мишлен (Competition) работают в тесном сотрудничестве на постоянной основе, чтобы обмениваться своим опытом и находить новые технологические мосты между гоночной трассой и обычной дорогой.
 
«Технологические мосты между гоночной трассой и обычной дорогой все более очевидны. На гонках мы также работаем над долговечностью, над сопротивлением качению и над массой шин...», поясняет Серж ГРИЗЕН, руководитель программы Мишлен по гоночным шинам для 4-колесных транспортных средств. «Факт в том, что многие технологии, используемые в проектировании, трехмерном моделировании и применяемых материалах (эластомеров) новой шины MICHELIN Pilot Sport 3 являются прямым результатом гонок на выносливость».
   
Шина MICHELIN PILOT SUPER SPORT, рожденная на гоночной трассе 
 
Поступившая в продажу в январе 2011 г., новая шина MICHELIN Pilot Super Sport унаследовала опыт Мишлен в гонках на выносливость и, в частности, в гонке 24 часа Ле-Ман.
 
MICHELIN Pilot Super Sport — это самая скоростная в мире серийная шина для гоночных трасс. Свой потенциал шина MICHELIN Pilot Super Sport, созданная для высококачественных дорог, черпает в опыте участия команд Мишлен в спортивных соревнованиях. Именно эти знания были применены к проектированию шины MICHELIN Pilot Super Sport.
 
Стремясь улучшить курсовую устойчивость, тормозные характеристики и, следовательно, повысить уровень безопасности даже при движении в экстремальных условиях, одновременно увеличивая долговечность шины, специалисты Мишлен осуществили единение трех технологий, две из которых берут свое начало от шин, использовавшихся в гонках 24 часа Ле-Мана. Этими тремя элементами являются каркас Twaron®, рисунок протектора Bi-Compound и Variable Contact Patch 2.0, из которых два последних — это инновационные ответвления, использованные и проверенные в состязаниях.
 
Изначально разработанная для гоночных шин, технология Bi-Compound заключается в применении различных резиновых смесей для правой и левой частей протектора. На внешней стороне шины — новый эластомер, усиленный сажей и опробованный в гонках 24 часа Ле-Ман, обеспечивает высочайшую выносливость на крутых виражах. На внутренней стороне эластомер последнего поколения с высоким коэффициентом сцепления позволяет шине на мокрой дороге охватывать малейшие неровности и разбивать водяную пленку.
 
Технология Variable Contact Patch 2.0 также родилась на гоночных трассах. Применение новейших средств цифрового компьютерного моделирования, применяемых в авиации и в автомобильной промышленности, позволило обеспечить более равномерное распределение нагрузки и, следовательно, температуры, по пятну контакта шины с дорогой. Так, при прохождении виража форма пятна контакта меняется, но площадь резины, соприкасающейся с дорогой, остается постоянной.
 
Это сочетание новых технологий позволило получить динамичный результат, призванный убедить самых требовательных автомобилестроителей. Другими словами, новая шина MICHELIN Pilot Super Sport обладает всеми характеристиками, чтобы превзойти показатель в более чем 200 омологаций, достигнутый ее предшественницей — шиной MICHELIN Pilot Sport PS2.
 
MICHELIN GREEN X CHALLENGE
Дальше, быстрее, с меньшим расходом топлива
 
Классификация MICHELIN GREEN X Challenge была введена в 2009 г. в рамках основных мероприятий компании по защите окружающей среды. Классификация MICHELIN GREEN X Challenge охватывает гонку 24 часа Ле-Ман, гонку серии Ле-Ман в Европе и гонки американской серии Ле-Ман. Классификация открыта для всех автомобилей, независимо от марки используемых на них шин.
 
На шины приходится 20% топлива, расходуемого автомобилем. С 1992 года группа Мишлен отвела центральное место заботе об охране окружающей среды и экономии топлива, создав логотип «Green X». Каждый год пользователи шин MICHELIN с наименованием «Green X» обеспечивают экономию 820 миллионов литров топлива.
 
Награда MICHELIN GREEN X Challenge является обновлением Приза за энергетическую эффективность, учрежденной Западным Автомобильным Клубом в 1959 г. Первым автомобилем, получившим приз, был D.B.HBR4 под управлением Костена (Сonsten) и Арманьяка (Armagnac). Затем многие автомобилестроительные фирмы завоевали этот приз за энергетическую эффективность (Lotus, Porsche, Alpine, Sunbeam, Ford, Ferrari и т. д.).
 
Мишлен хочет сделать соревнования ответственными за природную среду
 
На гонке 24 часа Ле-Ман 2007, в содружестве с Западным Автомобильным Клубом Группа Мишлен придала новый импульс движению, основав приз «Michelin Energy Endurance Challenge» (MEEC). Призом MEEC награждались команды, сочетающие во время гонок высокие характеристики и энергетическую эффективность.
 
В 2009 году Мишлен идет еще дальше и учреждает приз MICHELIN GREEN X Challenge, общий приз для гонок 24 часа Ле-Ман, Серийных гонок Ле-Ман, Американской серии гонок Ле-Ман и Азиатской серии гонок Ле-Ман. Этот мировой приз открыт для любых автомобилей.
 
Призом MICHELIN GREEN X Challenge награждаются автомобили с высокой энергетической эффективность, то есть машины, которые едут дальше и быстрее с меньшим расходом топлива. И группа Мишлен намерена доказать, что топливная экономичность и эффективность шины являются совместимыми показателями. В истории гонки 24 часа Ле-Ман один и тот же автомобиль шесть раз одержал победы как в зачете по топливной экономичности, так и в общем зачете. В 2010 году прототип Strakka Racing одновременно победил в классе LMP2 и получил приз MICHELIN GREEN X Challenge.
 
Индекс топливной экономичности
 
Зачет по программе MICHELIN GREEN X Challenge проводится по расчету индекса топливной экономичности автомобиля ( IRE ) — это значение, получаемое в результате деления средней скорости автомобиля (V, без учета остановок на пит-стопах) на средний расход топлива автомобиля (С) за время соревнований.
Формула V/C = IRE
Простой пример* : 200 км/ч : 20 л/100 км = 10
 
* Расход топлива преобразуется в Джоуль/км для учета свойств различных видов топлива
 
Сведения по зачету MICHELIN GREEN X Challenge доступны непосредственно в процессе гонок. Благодаря электронным датчикам, установленным на пункте заправки каждого бокса и на автомобилях, специально разработанное для MICHELIN GREEN X Challenge программное обеспечение преобразует литры израсходованного топлива в энергетический показатель (Джоули) и в реальном времени рассчитывает Индекс топливной экономичности. Таким образом, зачет MICHELIN GREEN X Challenge обновляется при каждой заправке автомобилей. Команды могут отслеживать свое положение в этом зачете и, следовательно, изменять свою стратегию.
 
Гонка в гонке
 
По окончании сезона европейских и американских гонок на выносливость лауреаты премии MICHELIN GREEN X Challenge приглашаются к участию в гонке 24 часа Ле-Ман следующего года. Эта «морковка» от Мишлен стимулирует участников соревнования к адаптации своей стратегии, к точному расчету своего расхода топлива, чтобы занять лучшее положение в зачете MICHELIN GREEN X Challenge. Отныне такие автомобилестроительные фирмы, как Peugeot, Porsche или Corvette всерьез вовлечены в это соревнование и охотно обсуждают победы в зачете MICHELIN GREEN X Challenge.
 
История участия Мишлен в соревнованиях 
  
Соревнования вписаны в код ДНК Мишлен. Предприятие, созданное в 1889 году Эдуардом Мишленом (Edouard Michelin) с наименованием «Мишлен и Ко» начало участвовать в состязаниях с 1891 года.
 
Уже 120 лет Мишлен участвует в соревнованиях, чтобы демонстрировать совершенство своих шин и передавать полностью или частично технологии, созданные для гоночных шин, в серийное производство.
 
В 1891 году на велосипедной гонке по маршруту Париж — Брест — Париж (1200 км) компания Мишлен одержала свою первую победу, оснастив велосипед Шарля Терона (Charles Terron) съемными пневматическими шинами (воздушная камера отделена от покрышки). Опередив второго призера более чем на 9 часов, Терон продемонстрировал качество шин MICHELIN.
 
Быстрый, как Молния
 
В 1895 году «Молния» (Eclair), машина, построенная компанией Мишлен, стала первым автомобилем с пневматическими шинами. Она победила в гонке Париж — Бордо — Париж, пройдя 2200 км менее чем за 100 часов. «Через десять лет все автомобили получат пневматические шины», заявил Эдуард Мишлен на финише гонки. В следующем году съемные шины MICHELIN «с бортами» устанавливаются на автомобиль Léon-Bollée…
 
Начало XX века отмечено созданием группы компаний Gordon-Bennett. С 1900 по 1905 год в ежегодных автомобильных гонках участвуют различные страны. В 1905 году в Оверни была организована при содействии Мишлен гонка из четырех кругов на трассе протяженностью 137 км, собравшая 80 000 зрителей. Автомобиль Brasier под управлением Леона Тери (Léon Théry) победил во впечатляющей дуэли с автомобилем Fiat Винченцо Ланчия (Vincenzo Lancia). Компания Мишлен заняла 5 первых мест благодаря новой шине, названной «La Semelle» («Подошва»), у которой покрышка была оснащена стальными заклепками, предохраняющими шину от разрывов (дороги еще не были асфальтированы). Компания Мишлен также обустроила для своих партнеров места для заправки и замены колес. Так был изобретен пит-стоп!
 
В 1923 г. компания Мишлен победила в самой первой гонке 24 часа Ле-Ман вместе с машиной Chenard & Walcker, управляемой гонщиками Рене Лагашем (René Lagache) и Андре Леонаром (André Léonard). Под проливным дождем, в грязи, шины MICHELIN одержали победу после пробега в 2140 км на средней скорости 92 км/ч. Компания Мишлен вернулась на трассу в Сарте 40 лет спустя с новыми  сликами с радиальным каркасом.
 
Впечатляющий перечень наград*
 
Победные титулы выстраиваются во всех дисциплинах, на всех полях состязаний. Повсюду, где соревнование позволяет показать значение шин и обеспечивает конкуренцию между их производителями, Мишлен участвует вместе со своими партнерами и побеждает на кольцевых гонках, в ралли, в пустыне, на двух или на четырех колесах. В 2005 и 2006 годах Группа Мишлен становится чемпионом Формулы 1, в ралли WRC и MotoGP, побеждает в гонках 24 часа Ле-Ман, Ралли Дакар, не говоря о других международных серийных соревнованиях, где Мишлен доминирует. Группа Мишлен несомненно обладает самым выдающимся перечнем наград в техническом спорте*: 10 титулов и 102 победы в Формуле 1, 38 титулов и 224 победы в мировых ралли, 26 титулов и 360 побед в гонках MotoGP, 19 побед в гонках 24 часа Ле-Ман, 12 титулов и 114 побед в американской серии Ле-Ман, 7 титулов и 35 побед в серийных гонках Ле-Ман, 12 титулов в чемпионате мира Superbike, 13 титулов в чемпионате мира Эндуро на мотоциклах, 12 наград «Grand Chelem» («Большой шлем») на Ралли Дакара (легковые автомобили, мотоциклы, грузовики), более 20 титулов чемпионата мира по выносливости и более 30 в Триале, 8 в чемпионате мира по мотокроссу…
 
* по данным на 31/12/2010 г.

КРУПНЫЕ УСПЕХИ МИШЛЕН В ГОНКАХ ЛЕ-МАН

Став победителем самой первой гонки 24 часа Ле-Ман в 1923 г., компания Мишлен в течение многих лет придает большое значение своему участию в гонках на выносливость. Сегодня компания является самым  титулованным производителем шин в истории гонок Ле-Ман. На счету Мишлен 19 побед, включая 13 побед подряд с 1998 г.
 
1923: Первая победа компании Мишлен

Компания Мишлен одержала победу в самой первой гонке 24 часа Ле-Ман, поставив шины для автомобиля Chenard & Walcker Андре Легаша и Рене Леонарда, прошедших трассу с длиной круга 17 км со средней скоростью 90 км/ч.

1965: Возвращение компании Мишлен на гонки Ле-Ман

Компания Мишлен вернулась на трассу Сарте более чем через 40 лет после своего первого успеха, поставив шины для автомобилей Alpine-Renault и DB/CD.

1967: Новые слики

Компания Мишлен впервые в истории гонки 24 часа Ле-Ман поставила слики для автомобиля Alpine-Renault A210.

1978: Стопроцентная победа Франции

Дидье Пирони и Жан-Пьер Жоссо выиграли гонку 24 часа Ле-Ман на автомобиле Renault-Alpine A442B с шинами MICHELIN.

1989: Первое и второе место за Мишлен

Компания Мишлен получила первое и второе место в результате победы двух автомобилей Sauber-Mercedes, на которых пилотировали команды гонщиков в составе: Масс, Дикенс, Рейтер и Балди, Эйксон, Бранкателли.

1993: Весь подиум за Мишлен
 
Компании Peugeot и Мишлен заняли весь подиум в результате победы автомобилей Peugeot 905. Первой финишировала команда гонщиков в составе: Брэбэм, Бушу, Элари.
 
1999: Первые четыре места за Мишлен
 
Компания Мишлен полностью доминировала на трассе, поставив шины командам, занявшим первые четыре позиции в общей классификации (BMW, Toyota и два автомобиля Audi), а также команде-победителю в классе GTS , выступавшей на автомобиле Chrysler.
 
2000: Первая совместная победа Audi и Мишлен
 
Компания Мишлен в партнерстве с Audi заняла три призовых места на гонке Ле-Ман. Победителем стала команда гонщиков в составе: Кристенсен, Била, Пирро.
 
2003: Bentley и Мишлен — 79 лет спустя
 
Через два года после своего возвращения к гонкам на выносливость команда Bentley заняла первые два призовых места, одержав пятую победу в гонке Ле-Ман через 79 лет после своего первого успеха. Компания Мишлен одержала победу во всех четырех классах.
 
2007: 10-я победа подряд за Мишлен
 
Компания Мишлен одержала в гонке Ле-Ман свою 10-ю победу подряд, ставшую 16-й за все время участия в данных гонках.
 
2009: Peugeot и Мишлен — 16 лет спустя
 
Компании Peugeot и Мишлен финишировали на первом и втором месте в гонке Ле-Ман спустя 16 лет после их первого совместного успеха в 1993 г. Компания Мишлен снова выиграла во всех четырех классах и заняла 15 верхних строк в общей классификации.
 
2010 : Тройная победа Audi-Мишлен и побитый рекорд
 
Экипажи всех трех официально заявленных автомобилей Audi R15 TDi поднимаются на подиум гонки 2010 года, 9-я победа тандема Audi-Мишлен в гонках Ле-Ман. Автомобиль-победитель Audi №9 побил рекорд пройденного расстояния, преодолев 5410,71 км, израсходовав только 11 комплектов шин!
  
 
ПЕРЕЧЕНЬ НАГРАД МИШЛЕН НА ГОНКЕ 24 ЧАСА ЛЕ-МАН
19 побед, из них 13 подряд с 1998 года
 
2010                      Dumas/Bernhard/Rockenfeller                       Audi R15 TDI
2009                      Brabham/Gené/Wurz                                    Peugeot 908 HDi FAP
2008                      Capello/Kristensen/McNish                           Audi R10 TDI
2007                      Biela/Pirro/Werner                                         Audi R10 TDI
2006                      Biela/Pirro/Werner                                         Audi R10 TDI
2005                      Kristensen/Lehto/Werner                               Audi R8
2004                      Kristensen/Ara/Capello                                  Audi R8
2003                      Kristensen/Capello/Smith                               Bentley Speed 8
2002                      Biela/Kristensen/Pirro                                     Audi R8
2001                      Biela/Kristensen/Pirro                                     Audi R8
2000                      Biela/Kristensen/Pirro                                     Audi R8
1999                      Winkelhock/Martini/Dalmas                             BMW V12 LMR
1998                      McNish/Aïello/Ortelli                                       Porsche 911 GT1
1995                      Dalmas/Lehto/Sekiya                                      McLaren F1 GTR
1993                      Brabham/Bouchut/Hélary                                 Peugeot 905
1992                      Warwick/Dalmas/Blundell                                 Peugeot 905
1989                      Mass/Dickens/Reuter                                       Sauber C9-Mercedes-Benz
1978                      Pironi/Jaussaud                                                Renault-Alpine A442b
1923                      Lagache/Léonard                                             Chenard & Walcker Sport
 
 
ПЕРЕЧЕНЬ ПАРТНЕРОВ МИШЛЕН НА ГОНКЕ 24 ЧАСА ЛЕ-МАН 2011
 
 
КОМАНДА АВТОМОБИЛЬ ЭКИПАЖ ОБЩИЕ С МИШЛЕН НАГРАДЫ
LMP1
1 Audi Sport Team Joest Audi R18 TDI Bernhard/Dumas/Rockenfeller 1-е место в гонке «24 часа Ле-Мана 2010»
2 Audi Sport Team Joest Audi R18 TDI Fassler/Lotterer/Tréluyer  
3 Audi Sport North America Audi R18 TDI Kristensen/McNish/Capello 3-е место в 1000-километровой гонке в Спа 2011
5 Hope Racing Oreca-Hy Tech Hybrid Zacchia/Lammers/Elgaard  
7 Peugeot Sport Total Peugeot 908 Davidson/Gené/Wurz 1-е место в 1000-километровой гонке в Спа 2011
8 Peugeot Sport Total Peugeot 908 Sarrazin/Montagny/Minassian 2-е место в 1000-километровой гонке в Спа 2011
9 Team Peugeot Total Peugeot 908 Bourdais/Pagenaud/Lamy 1-е место в 1000-километровой гонке в Спа 2010
10 Team Oreca-Matmut Peugeot 908 HDI FAP Lapierre/Duval/Panis/ 1-е место в гонке «12 часов Себрина 2011»
12 Rebellion Racing Lola B10/60-Toyota Prost/Jani/Bleekemolen  
13 Rebellion Racing Lola B10/60-Toyota Belicchi/Boullion/Smith  
16 Pescarolo Team Pescarolo-Judd Collard/Tinseau/Jousse 1-е место в гонке «6 часов Кастле 2011»
22 Kronos Racing Lola Aston Martin Ickx/Martin/Leinders  
007 Aston Martin Racing AMR-One Mücke/Turner/Klien  
009 Aston Martin Racing AMR-One Primat/Fernandez/Meyrick  
LMP2
33 Level 5 Motorsports Lola-HPD Tucker/Bouchut/Barbosa  
39 Pecom Racing Lola B11/40-Judd Perez-Companc/Russo/Kaffer  
42 Strakka Racing HPD-ARX01d Leventis/Watts/Kane 1-е место в гонке «24 часа Ле-Мана 2010»
48 Team Oreca-Matmut Oreca 03-Nissan Prémat/Hallyday/Kraihamer  
LM GTE Pro
51 AF Corse Ferrari 458 Italia Fisichella/Bruni/Vilander 1-е место в 1000-километровой гонке в Спа 2011
58 Luxury Racing Ferrari 458 Italia Beltoise/Deletraz/Jakubowski  
59 Luxury Racing Ferrari 458 Italia Ortelli/Makowiecki/Melo  
64 Lotus Jetalliance Lotus Evora Slingerland/Rich/Poulsen  
65 Lotus Jetalliance Lotus Evora Hirschi/Rossiter/Mowlen  
71 AF Corse Ferrari 458 Italia Kauffman/Waltrip/Aguas  
73 Corvette Racing Corvette C6.R ZR1 Beretta/Milner/Garcia  
74 Corvette Racing Corvette C6.R ZR1 Gavin/Magnussen/Westbrook  
75 Prospeed Compétition Porsche 911 RSR (997) Goosens/Holzer/Van Lagen  
76 Imsa-Performance-Matmut Porsche 911 RSR (997) Narac/Pilet/Armindo 1-е место в MICHELIN GREEN X Challenge
77 Team Felbermayr-Proton Porsche 911 RSR (997) Lieb/Lietz/Henzler 1-е место в гонке «24 часа Ле-Мана 2010»
80 Flying Lizard Motorsports Porsche 911 RSR (997) Bergmeister/Long/Luhr Чемпион Гонщиков ALMS 2010
88 Team Felbermayr-Proton Porsche 911 RSR (997) Tandy/Al Faisal/Miller  
LM GTE Am
50 Larbre Compétition Corvette C6.R ZR1 Bornhauser/Canal/Gardel  
61 AF Corse Ferrari F430 Perrazini/Cioci/Breslin  
62 CRS Racing Ferrari F430 Ehret/Wills/Lynn  
63 Proton Competition Porsche 911 RSR (997) Felbermayr Jr & Sr/Reid  
68 Robertson Racing Ford GT-Doran Robertson/Robertson/Murry  
70 Larbre Compétition Porsche 911 RSR (997) Bourret/Gibon/Belloc  
81 Flying Lizard Motorsports Porsche 911 RSR (997) Neiman/Law/Pumpelly  
 
Вернуться назад